Версия для слабовидящих

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Контроль за использованием средств ОМС


1. Вопрос МО:

Возможно ли приобретать основные средства стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу за счет средств обязательного медицинского страхования?

Ответ ТФОМС:

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу, а также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования.

«ТФОМС Волгоградской области» считает возможным приобретать медицинским организациям основные средства стоимостью до 1 млн. рублей при соблюдении всех вышеуказанных условий и наличии достаточных средств обязательного медицинского страхования для приобретения дорогостоящего оборудования и стабильного функционирования организации в сфере обязательного медицинского страхования.

2. Вопрос МО:

Возможно ли за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлять расходы на перевозку донорской крови?

Ответ ТФОМС:

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 20.07.2012 №125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов относятся финансовое обеспечение организаций, подведомственных соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов.

При этом согласно пунктам 10 и 13 статьи 2 Федерального закона №125-ФЗ обращение донорской крови и (или) ее компонентов – это деятельность по заготовке, хранению, транспортировке и клиническому использованию донорской крови и (или) ее компонентов, а также по безвозмездной передаче, обеспечению за плату, утилизации, ввозу на территорию Российской Федерации и вывозу за пределы территории Российской Федерации донорской крови и (или) ее компонентов. Транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов – это деятельность, связанная с доставкой крови и (или) ее компонентов от субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов в медицинские организации, а также научные организации, образовательные организации, осуществляющие производство лекарственных средств и медицинских изделий.

Правила осуществления безвозмездной передачи донорской крови и (или) ее компонентов организациями, входящими в службу крови, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 №332, определяют порядок безвозмездной передачи донорской крови и (или) ее компонентов между организациями, входящими в службу крови. Данный порядок не связан с обеспечением донорской кровью и (или) ее компонентами при оказании медицинской помощи в рамках реализации программы государственных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона №326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Федерального закона №326-ФЗ, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).

В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Виды затрат, которые включаются в состав тарифа, указаны в пунктах 193-195, 205 Правил ОМС.

Таким образом, расходы на транспортировку донорской крови и ее компонентов не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и, учитывая положения Федерального закона №125-ФЗ и Постановления №674, имеют иные источники финансирования.

3. Вопрос МО:

Возможно ли софинансирование расходов на приобретение основных средств за счет средств ОМС и других средств МО, при условии, что расходы за счет средств ОМС не превысят установленный законодательно предел?

Ответ ТФОМС:

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 тыс. рублей за единицу, а также допускается приобретение основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности за счет средств обязательного медицинского страхования.

Вышеуказанные нормативно-правовые документы ограничивают размер стоимости единицы приобретаемого основного средства, а не размер осуществляемых расходов за счет средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией на приобретение основного средства.

Таким образом, нормативные документы, регламентирующие деятельность в системе ОМС, не предусматривают возможность софинансирования расходов на приобретение дорогостоящих основных фондов стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу средствами обязательного медицинского страхования и основных средств (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) стоимостью до 1 млн. рублей при отсутствии у медицинской организации не погашенной в течение 3 месяцев кредиторской задолженности.

4. Вопрос МО:

Возможно ли за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлять расходы на поверку анализаторов паров этанола (алкотестеров)?

Ответ ТФОМС:

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения производится по основаниям, указанным в пункте 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». Все основания, перечисленные в вышеуказанном порядке, не предусматривают проведение данных освидетельствований в рамках реализации Территориальной программы ОМС.

Действующими в Российской Федерации стандартами оснащения медицинских отделений и кабинетов медицинских организаций, утвержденных Порядками оказания медицинской помощи, анализаторы паров этанола в выдыхаемом воздухе не предусмотрены.

Таким образом, расходы медицинской организации, связанные с обслуживанием анализаторов паров этанола (алкотестеров), в том числе расходы по поверке, за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрены.

5. Вопрос МО:

Возможно ли за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлять расходы на анализы на суррогат алкоголя в крови?

Ответ ТФОМС:

Медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения производится по основаниям, указанным в пункте 5 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Минздрава России от 18.12.2015 N 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». Все основания, перечисленные в вышеуказанном порядке, не предусматривают проведение данных освидетельствований в рамках реализации Территориальной программы ОМС.

Таким образом, расходы медицинской организации на анализы на суррогат алкоголя в крови за счет средств обязательного медицинского страхования не предусмотрены.

6. Вопрос МО:

Возможно ли за счет средств обязательного медицинского страхования осуществлять расходы на техническое сопровождение программных комплексов по льготному лекарственному обеспечению, добровольному медицинскому страхованию, платным услугам?

Ответ ТФОМС:

Поскольку расходы на техническое сопровождение программных комплексов по льготному лекарственному обеспечению, добровольному медицинскому страхованию, платным услугам не связаны с реализацией территориальной программой обязательного медицинского страхования, данные расходы должны осуществляться за счет иных источников.




© «ТФОМС Волгоградской области» 2007 - 2021 ТФОМС Волгоградской области

Почтовый адрес: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 56А, 9 этаж

Телефоны: (8442) 53-27-27, 53-27-28 (приемная), Электронный адрес: general@volgatfoms.ru